«Тачка» до Ростова
Учились мы в 1984 году на III курсе. 4 батальона, 42 рота.
Я, как и многие ростовчане, стремились использовать короткие часы увольнения, чтобы рвануть в Ростов, домой. Хоть на несколько часов окунуться в домашнюю атмосферу, подышать свободой, набрать «боеприпасов» на неделю… В зависимости от того, какое это было увольнение- субботнее, воскресное или в какой-нибудь праздник,  принималось решение о маршруте.
Некоторым был больше удобен автобус, некоторым — электричка. Автобусный маршрут считался более быстрым, но и более опасным.
Можно было запросто налететь на патруль в Ростове на автовокзале или центральных районах.
Попасться в Ростове с увольнительной запиской по Новочеркасскому гарнизону, особенно если в патруле РАУшники-!!!
А вот электричка – более неторопливая, но аккуратно разгружавшая курсантов на своих «О.П.»(остановочных площадках), находящихся в не самых центральных местах города, никогда не поводила. (Лично я за 4 года обучения ни разу не помню патруль ни в электричках, ни на «О.П.»)
Вполне естественно, что график движения электричек туда и обратно был у нас при себе всегда. В том числе и в пилотках и в фуражках (однажды попался на глаза командиру взвода во время строевого смотра — куча вопросов и подозрений в самоходах…). На 4-м курсе уже считалось не престижным ездить в «увал» в форме.
Процесс был такой. Из «коптерки»  получаешь свой дипломат — в нем стандартный набор: кроссовки, джинсы, рубашка.
Пока спускаешься по Красному спуску или по Крутому спуску к ж/д вокзалу, просишься в какой — нибудь  дом быстро переодеться.
Как правило, проблем нет. Военную форму и ботинки назад в дипломат и пакет, и ты гражданский человек на полдня. Красота!
Однажды, уже в Ростове, до меня дошло, что переодеваясь в доме у какого-то деда, я забыл у него фуражку, а там фамилия и номер группы хлорочкой…
Ничего страшного, возвращаюсь из увольнения той же дорогой, вижу того же деда во дворе, свою фуражку на подоконнике. Он ее даже не заметил.
Обратное переодевание и через 10 минут: «Товарищ капитан, курсант…из увольнения прибыл и т. д.»
Но возвращаюсь к заголовку и той теме, о которой хотел рассказать.
Когда получалось так, что к моменту выхода из училища в увольнение, ближайшая электричка до Ростова будет часа через полтора, становилось грустно.
Драгоценное время пропадало впустую, хотелось домой, бездействие и ожидание напрягало.
Прошло 23 года после выпуска,  а я хорошо помню, что была электричка в 15.10 и 16.20.
Увольнение в воскресенье было с 15.00, но это по распорядку дня. На самом деле, пока всех построят, проверят, устранят недостатки, и т.д и т. п.
В общем, если повезет и выскочишь с КПП в 15.05, а электричка еще и припоздает на несколько минут — красота!
Зимой до вокзала получалось добираться быстрее. По скользкому  снегу и льду берешь разгон от КПП и дальше задача,  чтоб не пролететь мимо вокзала.
(Один раз, попросили санки у пацана для смеха и, усевшись вдвоем, с трудом, подметая полами шинели дорогу, покатили вниз…Пацан бежал за нами и хохотал громче нас.)
Так вот, весной 1984 года, выйдя в увольнение и опоздав на ближайшую электричку, я стою возле КПП и жду кого-нибудь для компании.
Выходит Миша Моисеев из нашей роты (парень прикольный) и машет мне рукой, мол, чего стоишь, побежали на вокзал!
На мой ответ о расписании он сказал фразу, которую я совершенно не понял: «Тачку возьмем»
-Какую «тачку»?
-Некогда, некогда, идем, увидишь.
Мы спускаемся на ж/д вокзал по Крутому спуску.
Мизансцена выглядит так:
Солнце, тепло, май, полусонный перрон. Рельсовые пути пусты. Пассажиры, кто ждет свой поезд, кто автобус в центр.
На первый путь в направлении Ростова медленно (со скоростью примерно 10 км/ч) втягивается товарняк. Ему горит зеленый сигнал семафора.
С другого конца перрона медленно (со скоростью примерно 2км/ч) шаркающей походочкой, полный внутренней уверенности, навстречу товарняку идет Миша Моисеев (в голове у него, наверное, тоже горел зеленый свет?!).
Я плетусь сзади, совершенно не ожидая того, что будет.
Когда расстояние сокращается примерно до полусотни метров, Миша поднимает правую руку до уровня пояса и вытягивает два пальца (жест, характерный для останавливающего такси!) и продолжает идти по перрону, навстречу товарняку.
Это выглядело примерно как знаменитая сцена остановки поезда в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», с той лишь разницей, что Миша шел не по рельсам, а по перрону и за ним не вели лошадь под уздцы, а плелся я.
Через несколько секунд товарняк начинает тормозить, последовательно грохоча десятками своих вагонов и тысячами тонн.
Миша останавливается.
Со скрежетом останавливается товарняк, открывается форточка у машиниста, вижу его спокойное доброжелательное лицо.
-Мужики, до Ростова подбросите?
-Садитесь.
Миша машет мне рукой и начинает, держась за поручень, подниматься в кабину машиниста.
Клянусь, все было именно так!
Отвисшая челюсть у меня и отвисшие челюсти у случайных зевак на вокзале, увидевших и услышавших это, напоминали немую сцену из гоголевского «Ревизора».
Я залез в кабину. Машинисты дали пронзительный гудок, провернули ручки и рычаги.
Локомотив дернулся, передавая импульс всем свои десяткам вагонам и тысячам тонн. Мы поехали.
По дороге мы много узнали об особенностях ж/д транспорта, болтали с машинистами. Они нам охотно рассказывали про локомотив, про сигналы семафоров, автоматику.
Мы вместе с ними принимали вправо (вставали и прижимались к правой стене кабины при прохождении встречных поездов- так положено по технике безопасности).
Миша сошел в Александровке. Это станица между Ростовом и Новочеркасском. Там его девушка проходила практику, он на ней потом женился на 4-ом курсе, я был на свадьбе.
Я сошел на ОП «Красный Аксай» в Ростове.
При этом машинисты сбросили скорость, проинструктировали меня, как правильно спускаться («Только лицом к поручню») и как спрыгивать («Только вперед по ходу») и, просигналив, поехали дальше.
За эту «тачку» мы не заплатили ни копейки, а получил я массу впечатлений.
 В дальнейшем, многие из нас освоили это «такси». И надо сказать, к чести железнодорожников, очень часто это срабатывало.
Лично я раз 10, не меньше, ездил в Ростов в кабинах поездов и грузовых и пассажирских.
Один раз, перед самым выпуском в задней кабине товарняка нас ехало человек пять («…Только ничего не трогайте и не нажимайте…»).
Сейчас в эти истории трудно поверить, но в те годы было в порядке вещей, когда человека в форме подвозили без проблем, часто бесплатно, попутные машины, автобусы и …товарняки.

Автор Admin 11 февраля 2009 г. 16:45:17